Logo

Математика у животных

Существует ли математика у животных? Если вкрат­це, то да. Жи­вот­ные умеют в ма­те­ма­ти­ку! Что под­т­вер­ж­да­ет­ся целым ря­дом на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний [1], [2]. В част­нос­ти, птицы спо­соб­ны рас­поз­на­вать ко­ли­чест­вен­ные дан­ные [3]. А у обезь­ян, ве­ро­ят­но, есть абс­тракт­ное пред­с­тав­ле­ние о чис­лах [4], [5]. То есть они спо­соб­ны понять саму кон­цеп­цию чис­лен­ных зна­че­ний. Да даже не­ко­то­рые на­се­ко­мые умеют счи­тать [6]. А пчёлы во­об­ще по­ни­ма­ют кон­цеп­цию нуля [7]. Впро­чем, они в этом не уни­каль­ны! И эту спо­соб­ность с ними раз­де­ля­ют макаки [8]. Но пчёлы го­раз­до более по­ка­за­тель­ны. Ведь обезь­я­на­ми мы близ­ки, а вот от пчёл ин­тел­лек­та ждать не при­хо­дит­ся!

МАТЕМАТИКА У ЖИВОТНЫХ

Тем не менее, пчёлы свои математические спо­соб­нос­ти ре­гу­ляр­но под­т­вер­ж­да­ют. В част­нос­ти, 06 фев­ра­ля 2019 года в на­уч­ном жур­на­ле Science Ad­van­ces было опуб­ли­ко­ва­но ис­сле­до­ва­ние [9], по­ка­зы­ва­ю­щее, что пчёл можно обу­чить скла­ды­вать и вы­чи­тать. Причём скла­ды­вать по­лу­ча­ет­ся лучше. Чем они ра­зи­тель­но от­ли­ча­ют­ся от людей! Ведь люди пред­по­чи­та­ют от­ни­мать и делить. Впро­чем, если бы не было лю­би­те­лей ум­но­жать и скла­ды­вать, то от­ни­мать и делить было бы не у ко­го. Но да­вай­те под­роб­нее рас­смот­рим ме­то­до­ло­гию про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та с пчё­ла­ми. Пос­коль­ку спо­со­бы про­вер­ки ма­те­ма­ти­чес­ких спо­соб­нос­тей пчёл не­оче­вид­ны и при­ме­ча­тель­ны.

Для проведения исследования учёным по­на­до­бил­ся ла­би­ринт и два на­бо­ра кар­ти­нок разного цвета. Жёл­тые кар­тин­ки сим­во­ли­зи­ро­ва­ли вы­чи­та­ние. Го­лу­бые ‒ сло­же­ние. На кар­тин­ках было изоб­ра­же­но разное ко­ли­чест­во квад­ра­тов. Со­от­вет­с­т­вен­но, когда пе­ред вхо­дом в ла­би­ринт висела кар­тин­ка с го­лу­бы­ми квад­ра­та­ми, пчела дол­ж­на была выб­рать в конце ла­би­рин­та кар­тин­ку с боль­шим ко­ли­чест­вом квад­ра­тов. Когда перед вхо­дом в ла­би­ринт висела кар­тин­ка с жёл­ты­ми квад­ра­та­ми ‒ в конце ла­би­рин­та надо было выб­рать кар­тин­ку с меньшим ко­ли­чест­вом квад­ра­тов. Что в про­цес­се обу­че­ния под­креп­ля­лось сти­му­лом. При пра­виль­ном ответе пчё­лам да­ва­ли каплю са­хар­но­го сиропа. При не­пра­виль­ном ‒ каплю хи­ни­на.

Математика у животных

МАТЕМАТИКА У ПЧЁЛ

Всего в эксперименте приняло учас­тие 14 ра­бо­чих ме­до­нос­ных пчел. Каж­дая из ко­то­рых пред­ва­ри­тель­но прошла 100 тре­ни­ро­воч­ных тестов. А в самом экс­пе­ри­мен­те каж­дая пчела должна была пройти тест 4 ра­за. При этом её уже ничем не сти­му­ли­ро­ва­ли. А пра­виль­ные и не­пра­виль­ные ответы ме­ня­ли мес­та­ми. Причём ко­ли­чест­во квад­ра­тов на кар­тин­ках от­ли­ча­лось от того, ко­то­рое им по­ка­зы­ва­ли во время обу­че­ния. Но пчё­лы всё равно ус­пеш­но про­хо­ди­ли тест! Выб­рав пра­виль­ные ответы в 63% слу­ча­ев. Что су­щест­вен­но выше слу­чай­ной ста­тис­ти­чес­кой ве­ро­ят­нос­ти. Хотя по­че­му-то в слу­чае сло­же­ния пра­виль­ные ответы пчёлы да­ва­ли в 66,4‒72,1% слу­ча­ев, а в слу­чае вы­чи­та­ния ‒ в 63,6‒67,9% слу­ча­ев.

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2140091/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3386867/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4156476/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3641156/

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4298194/

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5784040/

[7] newscientist.com/article/2142884-bees-are-first-insects-shown-to-understand-the-concept-of-zero/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3575469/

[9] advances.sciencemag.org/content/5/2/eaav0961

[свернуть]

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

avatar
  Подпишись!  
Уведомлять
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить