Проекты беспилотных автомобилей – это автомобили с разной степенью автономности, разрабатываемые разными автомобильными концернами и высокотехнологичными предприятиями [1]. Лидерами рынка являются Google, объединившие свои усилия с компанией Ford [2], а в спину им дышат Daimler и Renault–Nissan, хотя PR кампания лучше всего у Tesla [3]. На сегодняшний день уже существуют не только проекты беспилотных автомобилей, но и их прототипы, справляющиеся с ездой без водителя [4]. По этому поводу существуют опасения, как технического характера, так и социально–экономического [5], но прогресс не остановить!
Проекты беспилотных автомобилей важны так же не только сами по себе, но и в качестве элемента развития отрасли робототехники в целом. При развитии технологий беспилотного вождения, развитие получат технологии сенсоров, благодаря чему возникнет возможность дальнейшей интеграции робототехники в производство и повседневную жизнь. И в этом отношении даже нет необходимости в разработке полноценного беспилотного автомобиля, достаточно просто начать массово внедрять те технологии, которые уже существуют сегодня. И в связи с этим следует обратить внимание на такую компанию, как «Comma.ai», созданную в 2015 году Джорджом Фрэнсисом Хотцем [6].
В чём особенность проекта Comma.ai? Исключительность данного проекта заключается в том, что Джордж Хотц не просто изобретает беспилотный автомобиль, а уже изобрёл технологию автопилота, которую можно интегрировать в уже существующие автомобили. Правда, пока говорить о полноценном беспилотном автомобиле не приходится! Нельзя просто задать автомобилю маршрут и лечь соснуть на заднем сидении. Приходится следить за дорогой и нести ответственность за то, что творит машина. Тем не менее, это прорыв! Данная технология получила название Comma One, и уже были разосланы первые образцы покупателям, но из-за юридических неприятностей производство, временно или навсегда, пришлось остановить [7].
Дальше всего в разработке беспилотных автомобилей зашёл Google, но наиболее известным беспилотным автомобилем является Tesla. Tesla, вообще, известны своими PR кампаниями и ярким лидером – Илоном Маском, тем более, что их коммерческие автомобили уже используют не только электродвигатели, но и автопилот. А Google только испытывает свои технологии. И тут важно заметить, что проекты беспилотных автомобилей различаются по степени своей автономности [8]. Всего выделяют 6 уровней, от без автоматизации до полного автопилота [9]. В принципе, развитый «круиз контроль» тоже является автопилотом, но это всего лишь второй уровень автономности. Tesla на конец 2017 года достигла 3 уровня автономности и планирует дорасти до 4 [10], а автомобили Google уже 4 уровня [11].
[1] sciencedirect.com/science/article/pii/S2046043017300035
[2] reuters.com/article/us-autos-selfdriving/google-ford-uber-launch-coalition-to-further-self-driving-cars-idUSKCN0XN1F1
[3] businessinsider.com/the-companies-most-likely-to-get-driverless-cars-on-the-road-first-2017-4
[4] waymo.com/tech/
[5] sciencedirect.com/science/article/pii/S2352146516300035
[6] comma.ai
[7] qz.com/822113/self-driving-car-startup-comma-ai-cancels-first-product-dealing-with-regulator-and-lawyers-isnt-worth-it/
[8] sciencedirect.com/science/article/pii/S0386111212000039
[9] en.wikipedia.org/wiki/Autonomous_car
[10] driverless.wonderhowto.com/news/tesla-will-need-upgrade-autopilot-hardware-for-level-4-despite-what-musk-said-0179422/
[11] newatlas.com/sae-autonomous-levels-definition-self-driving/49947/